Моноколесо описание. Что такое моноколесо? Как на нем ездить, преимущества и недостатки моноколёс. По количеству колес

Я взял паузу не только из-за зимы. Зима на Урале нынче кончилась рано, так что уже в марте удалось сделать первые вылазки. Но не хотелось писать ради галочки - и хоть читатели торопили (спасибо, что не забываете!), я собирал материал и только на днях почувствовал, что, наконец, пора. Популяризация гиротранспорта подвигается значительно медленней, чем хотелось бы (по крайней мере в провинции), однако за прошедший год накопилась богатая статистика по одному из самых больных вопросов - а именно, по безопасности. И вот там-то обнаружился парадокс, о котором сегодня хочу рассказать.

Впрочем, прежде, по заведённой традиции, в двух словах о том, как обстоят дела лично у меня. Прошлый сезон для меня уложился в пару месяцев и остался в памяти чем-то вроде генеральной проверки: можно ли использовать моноколесо как средство передвижения, а не игрушку или спортивный снаряд? И весной я извлёк его из угла, уже глядя на него как на своего рода микромотоцикл. Да и как иначе назвать устройство, на котором я проезжаю теперь от четверти до трети своего месячного пути (и это не считая отдыха)?

Общественный транспорт я не использую совершенно: две трети преодолеваются на автомобиле, но треть километража стабильно приходится на «найнбот». Мой распорядок прежний: тренировки (до одной из них теперь аж десять километров), магазины, мелкие дела в городе - и особенно на последние я отправляюсь на «колесе» без сомнений, зная по опыту, что не было ещё ни одного маршрута, который бы я не прошёл таким образом медленней, чем на машине. Да и пробки/парковки отпадают сразу. На работу мне ездить не нужно, работаю дома, но убеждён, что если бы пришлось ежедневно посещать офис, доля моноколеса в общем пробеге не только не уменьшилась бы, а выросла!

Я езжу агрессивно. Чувствуя пределы возможностей своего гироцикла («найнботы» дают понять, что скорость близка к критической - осторожно её ограничивая), я теперь выбираю их почти целиком, разгоняюсь и торможу стремительно. Такой режим плохо сказывается на дальности пробега (расход энергии у гироциклов при резких манёврах растёт непропорционально быстро), но я уже покорён ощущением. Повторюсь, такого не получишь ни на велосипеде, ни на роликах: скорость набирается моментально, маневренность выше, так что обычно я «иду» по улице быстрее и интересней (виражи!) велосипедистов. Пик у меня порядка 22-25 км/ч, график скорости «рваный», и в общем понятно, почему безопасность поездок с некоторых пор волнует меня даже больше, чем ресурс батареи.

По-прежнему очень много общаясь с незнакомыми людьми (повторюсь, моноколесо оказалось уникальным способом завести знакомство), я могу смело обрисовать доминирующую точку зрения на безопасность моноколеса и вообще гироциклов. Общество раскладывает угрозы с их стороны на два вектора. Вектор первый и главный направлен на окружающих гироциклиста людей, то есть, по сути, на пешеходов. Опасения понятны: высокая скорость, явно немаленькая масса устройства, плюс сомнительный баланс («циркач!») - всего этого достаточно, чтобы по крайней мере подвинуться к краю тротуара, повстречав человека на моноколесе, чего давно уже не каждый сделает при встрече с велосипедистом или роллером. И только второй и меньший вектор направлен на самих гироциклистов. Эту опасность традиционно считали незначительной. В конце концов ты едешь сам, сам контролируешь ситуацию, да и «колесо» если с него упадёшь, влетит не в тебя.

Вот почему, заговаривая о безопасности, чаще слышишь вопрос «не страдают ли окружающие и что сделано для их защиты», чем не страдаешь ли ты. Что далеко ходить, я и сам в прошлом году держался той же точки зрения. Но и личный опыт, и статистика коллег-гироциклистов нарисовали картину прямо противоположную. Парадокс: насколько безопасным оказалось моноколесо для пешеходов, настолько же опасным оно оказалось для тех, кто на нём ездит! На форумах нет практически ни одного сообщения о травмах, причинённых гироциклом окружающим, но масса историй о травмах у гироциклистов.


Почему так? Что касается безопасности для окружающих, причина, вероятно, в том, что гироцикл имеет огромные преимущества перед велосипедом, роликами, скейтбордом, да даже перед самокатом, в плане управляемости. Гироцикл нечувствителен к наклону поверхности, по которой едет, он никогда не катится по инерции - и даже с крутой горки вы вовсе не летите, а именно едете. И когда на вашем пути внезапно вырастает препятствие - выскочил человек, собака, обнаружилась помеха на дороге - можно резко остановиться (присев и отклонившись назад), повернуть (спустив одну ногу на землю) или в крайнем случае соскочить (соскочите-ка с роликов!).

При этом ваши габариты, то есть объём занимаемого пространства, сравнимы с габаритами пешехода, что даёт большую свободу для манёвра. И наконец, если колесо и улетает без водителя (очень редко!), то уже с погашенной энергией, да ведь и пластмассовое оно в основном. Вот почему - никаких травм у посторонних. В худшем случае приходится притормозить прущего на тебя пешехода руками: до поездок на «колесе» я и не предполагал, что персонаж со смартфоном, вообще не смотрящий на дорогу, существует в действительности!

И прямо обратная ситуация с угрозой для самих гироциклистов. Ушибы, растяжения, кровавые ссадины - вообще обычное дело. Но - как говорится, слабонервных прошу не читать - случаются и травмы посерьёзней. Вывих челюсти, сотрясение мозга, оскольчатый перелом скулы, переломы рёбер, перелом ключицы, трещины в костях рук, воспаление околосуставной сумки локтя… Я ничего из этого не придумал, всё взято из реальных инцидентов, случившихся на моноколёсах нынче весной и прошлой осенью в России и за рубежом (рекомендую, в частности, полистать вот эту тему). Впечатляет, правда? Но как такое может быть? Как транспортное средство, дающее беспрецедентный контроль над ситуацией, приводит к таким травмам?

Насколько представляется сейчас, причина двояка. Во-первых, виновато специфическое поведение моноколеса в критических режимах работы. Когда вы перегружаете двигатель, требуя от него слишком резкого манёвра, либо внезапно садится аккумулятор, либо глючит прошивка, либо сгорает электроника (соответственно: часто, реже, очень редко), колесо выключается. А принцип действия гироцикла состоит в том, чтобы удерживать ездока вертикально: водитель переносит свой центр тяжести вперёд или назад от вертикали и гироцикл буквально «подхватывает» его, смещаясь соответственно вперёд или назад. Так ездят все «Сигвеи» и их наследники, одноколёсные или двух-.

Так вот представьте, что произойдёт, если гироцикл вдруг отключится. Человек попросту рухнет на дорогу плашмя, провернувшись вокруг оси, на которой крепится колесо. На небольшой скорости большинство пользователей успеют почувствовать момент потери равновесия и инстинктивно выставят ногу вперёд, перейдут на бег. Но уже начиная с 15 км/ч это становится нетривиальной задачей, а ведь многие гоняют и быстрее! Примерно то же самое случается, если зацепиться педалью за препятствие: вас развернёт и сбросит, только уже боком.

И вот тут проявляется вторая причина: большинство гироциклистов пренебрегают средствами защиты. Даже обычная роллерная - наколенники, налокотники, кисть - не только спасёт от царапин и синяков, но и не даст, например, переломиться запястью, на которое обычно и приходится первый контакт с землёй. Если к этому набору добавить велосипедный шлем, то будут защищены ещё и челюсти, скулы, висок, затылок. И тем не менее в России почти никто ничего из этого не надевает. Вечный русский авось: случается со всеми, но только не со мной! Обычно точку зрения меняют после первого серьёзного падения, но были и случаи, когда после одного такого падения человек говорил: больше на моноколесо не встану!


Классический набор ошибок начинающего гироциклиста: прямые ноги, никакой защиты, приличная скорость. Теперь остаётся только нагрузить моноколесо больше положенного (слишком наклонившись вперёд) и падение обеспечено. В данном конкретном случае поездка закончилась переломом ключицы.

Так что пока нас мало, пока электроника и софт не вылизаны, позаботиться необходимо в первую очередь о самих гироциклистах. Общепринятого свода правил пока не существует, но я рискну предложить черновой вариант, опираясь на рассказы других и личный опыт.

Первое: никогда не вставать на гироцикл без защиты . Как профессиональный скалолаз не пойдёт без страховки даже на метровую горку (сломать позвоночник можно и с метра, по крайней мере меня так учили), гироциклист должен ясно осознавать какому риску себя подвергает. Стандартный роллерный комплект защиты легко укладывается даже в маленький дамский рюкзачок, зато точно спасёт и одежду, и кожу, и кости, если что-то пойдёт не так. А ведь город, как говорит один умный человек, это зона концентрированной случайности: здесь «пойти не так» может многое.

Второе: по возможности держаться разумных скоростей и ездить правильно . Не гоняйте быстрее 15 километров в час. Городские расстояния коротки, больше времени теряешь на светофорах в ожидании «зелёного», нежели ограничивая скорость передвижения по открытым пространствам. Не держите руки в карманах (чтобы руки, а не голова, стали первой точкой контакта с землёй в случае падения). Ноги должны быть слегка согнуты (самые тяжёлые травмы зафиксированы у новичков, гонявших на прямых ногах) и отрабатывать неровности: чем больше неровность, тем глубже стоит присесть - это помогает, потому что центр тяжести смещается ниже и конструкцию «человек плюс гироцикл» труднее уронить.

Третье: когда рядом люди, не выполнять рискованных манёвров . Не нужно прыжков, крутых поворотов, резких изменений скорости. Помните, что вас могут не видеть, либо не понимать, что вы передвигаетесь не на своих двоих: угловым зрением вас воспринимают как простого пешехода.

Наконец, четвертое: заняться спортом, лучше всего единоборствами (возраст не помеха: в айкидо, например, множество людей всех возрастов). Этот совет самый спорный, по нему ведётся самая ожесточённая дискуссия: не все согласны, что это помогает. Но лично я на стороне тех, кто «за». У спортсмена сильнее руки и тело, что позволит легче пережить падение. Но дело не только в силе. Тело учится падать правильно. Я, например, хоть и не блещу успехами в боевых искусствах, но когда доводилось падать с велосипеда (в смысле - падать тяжело: на полном ходу в канаву в лесу, и лоб в лоб с другим велосипедистом), удивлялся потом, как хорошо, как правильно отработало тело - по-учёному, поджав голову, переходя в кувырок.

На моноколесе от серьёзных падений лично меня пока бог миловал. Но каждый раз отправляясь в поездку, я спрашиваю себя, готов ли упасть? И поправляю защиту. Счастливого пути! И, надеюсь, до встречи!

– это одно из самых удобных средств передвижения: быстрое, легкое и компактное. Многие, видя рассекающего по улицам молодого парня или девушку, удивляются, как вообще можно ездить на этом моноколесе? Со стороны это кажется почти нереальным, но на самом деле все не так уж и сложно. С чего начать, и как правильно управлять моноциклом, можно узнать ниже.

Начало движения

Первое и самое важное в начале обучения езды на моноцикле – это надеть . Если есть страх разбить колени, локти и т.п., то лучше надеть полную экипировку, как для езды на роликах. Но обычно до такого не доходит, поэтому все, что нужно – это:

  • защита на голени;
  • высокая обувь;
  • ремень безопасности.

Первый элемент можно купить в магазине или самостоятельно сделать из эластичного бинта, закрепив его на икроножной мышце и голени там, где нога соприкасается с моноциклом. Высокая обувь защитит щиколотки, по которым часто и болезненно «прилетает» подножкой, особенно в первые разы. Ремнем удерживается от падений само колесо. Так ездить на моноколесе будет куда приятней и безопасней.

Надев специальную защиту, можно начинать двигаться. Для этого нужно поставить ведущую ногу на подножку, плотно прижав ее к корпусу, и начать отталкиваться второй ногой, не ставя ее на вторую подножку. При этом нужно немного наклоняться в противоположную сторону от ведущей ноги (для правой – влево, для левой – вправо). Начиная с маленьких шагов, следует увеличивать их длину, делая упражнение «длинный шаг». Получается что-то похожее на езду на . Когда упражнение будет уже уверенно получаться, можно ставить вторую ногу и пробовать ездить на моноколесе по прямой траектории и на небольшой скорости.

Также есть несколько советов, которые помогут научиться ездить быстрее:

  1. Нужно очень плотно прижимать ноги к корпусу, чтобы полностью контролировать движение.
  2. Ноги должны быть немного согнуты в коленях.
  3. Первые несколько раз стоит проехаться с чьей-то поддержкой, чтобы понять, как в принципе управлять моноциклом.
  4. Не нужно сильно напрягаться: чем расслабленнее тело, тем проще держать равновесие.
  5. Когда ездить станет немного легче, лучше не сильно натягивать ремень безопасности и держать его в одной руке, чтобы была возможность нормально выровняться в полный рост.
  6. Не стоит поднимать моноколесо ремнем в воздух – оно станет вращаться и может поранить.
  7. Нужно отдыхать: тренировка в несколько часов не только изнурит, но и не принесет никакой пользы, так как мышцы будут не в лучшей форме.

Совершение маневров

Как управлять моноколесом, подскажет само тело. Гидравлическая система в устройстве с высокой точностью улавливает малейшее перемещение центра тяжести и реагирует на него, посылая сигналы двигателю. Так, наклон вперед добавляет моноциклу скорости, назад – замедляет его, а перемещение в сторону заставляет развернуться.

Ездить на моноколесе и делать маневры несложно после того, как появилось умение кататься по прямой траектории. Сначала стоит научиться базовым элементам, используя поддержку: стены, столбы. Следует выполнить серию упражнений за несколько тренировок, чтобы хорошо овладеть техникой.

Нужно иметь в виду, что с первого раза может ничего не получиться - обучение езде на моноцикле занимает от нескольких часов до нескольких дней. Это то же самое, что кататься на велосипеде – сразу не получается ни у кого.

Как делать все движения и управлять моноколесом, становится понятно, когда становишься на него. Нужно только смещать центр тяжести туда, куда нужно развернуться, не спешить и не перетруждаться. После пары дней тренировок, а для кого-то – и раньше, ездить на моноколесе будет очень легко. Тогда можно переходить к более сложным упражнениям. Для езды в городе важно научиться:

  • плавно останавливаться и спрыгивать;
  • прыгать с/на ступеньку или бордюр;
  • перепрыгивать небольшие объекты.

Эти упражнения также нужно начинать с опорой, постепенно и на месте. Затем можно развивать небольшую скорость, и вскоре будет не страшно делать это даже на полном ходу. При этом, если первые два маневра придется совершать каждый день, передвигаясь по городу, то последнего рекомендуется, по возможности, избегать. Дело в том, что колесо при отрыве от земли продолжает вращаться, и можно легко потерять контроль над аппаратом. Но, если хочется удивить кого-то своими умениями, или все-таки знать этот маневр, чтобы перепрыгнуть внезапно появившуюся преграду, то можно включить элемент в обучение езде на моноцикле. К этому можно еще добавить езду в полуприседе и полностью на корточках. Позже можно подключить трюки похожие на те, которые выполняют на .

Как не зависеть от общественного транспорта, оставаясь мобильным и свободным в выборе маршрутов передвижения? Купить моноколесо! Например, . Со стороны такой транспорт выглядит опасным и неустойчивым – кажется, нужно прилагать неимоверные усилия, чтобы сохранять равновесие и не упасть с уницикла. На самом деле, конструкция моноколеса рассчитана на безопасную и приятную поездку, просто нужно понимать принцип работы устройства и приобрести некоторые навыки. И тогда можно не только катить по улицам, но и выезжать на грунтовые и травяные покрытия, получая наслаждение от неторопливой поездки.

Для многих такой вид транспорта – отличная альтернатива загруженным автобусам и трамваям при поездке на работу. Кроме этого, уницикл работает без выброса в атмосферу вредных паров, легко переносится и занимает совсем немного места в офисном помещении. Познакомиться с принципом работы и устройством моноколеса можно на примере NineBot by Segway One E+.

Корпус

Корпус моноцикла, состоящий из двух частей, изготавливается из высококачественных материалов, прочных и не склонных к деформациям. В модели корпусу придан футуристический дизайн, подчеркнутый круговой подсветкой. Цвет пластика может быть белым или черным, оба варианта смотрятся стильно и современно.

Некоторые производители применяют для моноколес прозрачный корпус или декорируют его цветовыми накладками. Пользователи считают более практичным корпус из матового пластика – на нем не так видны царапины и потертости, как на глянцевом. Снизу корпуса вмонтированы раскладные подножки из нескользящего материала. В нерабочем состоянии подножки утапливаются в боковые стенки.

Многие модели оснащают подножки маленькими выдвижными колесами. С таким приспособлением проще научится ездить на уницикле, а если есть страх потерять равновесие, то их можно использовать во время езды постоянно.

В Ninebot by Segway One E+ корпус практически полностью прикрывает колесо, что оберегает его от попадания внутрь грязи и мелких камней.

Наличие освещения и ходовых огней

Не каждая модель оснащена подсветкой, но в One E+ она имеется. Круговое расположение освещения синего цвета не только украшает дизайн модели, но и обеспечивает подсветку дороги в темное время и служит элементом ночного оповещения прохожих и автомобилистов.

Использовать уницикл без осветительных сигналов может быть опасно, особенно для подростков, не придающих внимания реальным опасностям на дорогах. Несмотря на то, что скорость моноколеса невысока, но ночью, в неосвещенных местах, водителям трудно идентифицировать человека на уницикле и принять правильное решение по скоростному режиму обгона или других маневров. Кстати, оснастить свою модель опознавательной подсветкой несложно - можно купить цветные led ленты и наклеить их по контуру колеса.

Накладки на корпус

Чтобы избежать повреждений ног с обеих сторон, в верхней части колеса приделаны резиновые или силиконовые смягчающие трение вставки. Они обеспечивают комфортную езду – если во время поворота нога соприкасается с корпусом, мягкие накладки не дают травмировать или ушибить косточки на ногах.

Кроме защитной функции, накладки выполняют роль – они делают модель более яркой и привлекательной. Накладки присутствуют не в каждой модели, поэтому перед покупкой лучше присмотреться к моноколесу и убедиться в их наличии.

Ручка и панель управления моноколесом

От конструкции ручки зависит удобство переноски тяжелого моноколеса. В модели Ninebot by Segway One E+ ручка выглядит как стильное и эргономичное продолжение корпуса – удлиненная рукоятка, повторяющая очертания колеса. Даже вес модели (14,2 кг), не кажется слишком тяжелым для подъема и переноса с такой конструкцией ручки.

Каждый разработчик моноколес придумывает собственный дизайн ручки. Некоторые из них достаточно удобны, с другими нести уницикл дискомфортно и тяжело. При ознакомлении с понравившейся моделью всегда следует подержать аппарат на весу и немного походить с ним, оценивая удобство транспортировки.

Обычно под ручкой располагается панель управления унициклом. Стандартно она включает в себя такие элементы:

  • Кнопку включения уницикла;
  • Экран с данными заряда аккумулятора;
  • Вставка для подключения зарядного устройства;
  • Включение подсветки.

Интересно : для некоторых моделей можно приобрести дополнительные аксессуары (например, телескопическую ручку, как на фото выше или ).

Аккумуляторная батарея

Элемент, от которого зависит дальность и скорость поездки на моноцикле – аккумуляторная батарея. Чем больше емкость аккумулятора, тем больший путь можно проделать без дозарядки батареи. Например, Ninebot by Segway One E+ оснастили сдвоенной батареей с общей емкостью 320 Вч. Ее хватает на 30 км пути, а заряжается она всего за три часа.

Для тех, кто постоянно использует уницикл для поездок на работу или ежедневных прогулок, нужно просто ставить свой аппарат на ночь на зарядку, как смартфон. Так как аккумуляторный блок подсоединен к индикатору заряда на панели управления, всегда есть возможность посмотреть степень зарядки.

Хотя большая емкость аккумулятора предполагает больший вес, здесь на батарее экономить не стоит. Купив колесо с малоемкостным аккумулятором, придется все время рассчитывать свои недолгие поездки и рисковать остаться с разряженным девайсом на полдороге к дому или работе. Если такая неприятность в пути произошла, то всегда можно воспользоваться внешним аккумулятором, купленным дополнительно. Он подсоединяется к разъему для зарядки и передает свой заряд батарее.

Применяемые в моноколесе батареи отличаются хорошей переносимостью низких температур. Хранят унициклы с аккумуляторами, заряженными на 60% и при температуре 20-25 градусов. Резкие температурные изменения вредны для аккумуляторов, как и повышенная влажность.

Электромотор

Наиболее мощными считаются унициклы с электромотором в 1000 и больше Вт. Средний показатель для нормального хода считается 500 Вт, именно такой двигатель установлен в Ninebot by Segway One E+.

Устройство двигателя моноколеса стандартное: по периметру внутри колеса и на внешней стороне располагаются электромагниты. Под действием электромагнитной индукции приводится в действие ротор двигателя и запускает моноколесо. Так как двигатель встроен непосредственно в колесо моноцикла, корпус аппарата выглядит аккуратно и обладает хорошей аэродинамикой.

Приложение

Контролировать свой аппарат можно с помощью приложений, разработанных для iOS и Android. Здесь доступны такие функции:

  1. Скоростной режим поездки;
  2. Расстояние (как общее, так и с момента последнего подключения);
  3. Информационные данные по модели моноколеса;
  4. Степень заряда и емкость аккумулятора;
  5. Диагностика аппарата;
  6. Предупреждения о повреждениях;
  7. Противоугонный контроль;
  8. Общение и обмен информацией в социальных сетях.

Работать с приложением несложно. Скачанная на телефон, программа при открывании быстро синхронизируется с унициклом и выдает регистрационные данные, марку и модель выбранного моноколеса. Вся остальная работа ведется через смартфон – задаются режимы поездки, регулируется освещение, подается звуковой сигнал.

Как работает моноколесо (+гироскоп)

Уницикл оборудован множеством разнообразных датчиков, основными из них являются гироскопы. Именно они удерживают моноколесо в вертикальном состоянии и реагируют на положение тела водителя. Если ездок слишком сильно отклоняется назад или вперед, то система гироскопов возвращает наклон колеса в противоположную сторону.

При наклоне туловища вперед водитель придает больше усилий передней части педалей, и уницикл набирает скорость. Откинувшись назад и усилив давление на заднюю часть подножки, водитель замедляет ход моноколеса. Таким образом, гироскопы фиксируют изменение центра тяжести, запускают электромагнитное поле, совмещая полюса магнитов (одинаковые полюса – движение вперед, разные – назад). Поворачивают колесо наклонами корпуса в сторону. Чем резче и сильнее будет наклон, тем более резко будет осуществлен поворот.

При контролируемом гироскопами движении вперед-назад водителю остается держать равновесие при боковом заваливании. Такое же умение и навык требуется при езде на велосипеде.

Начинать обучение и почувствовать работу гироскопической системы следует не спеша, постепенно прощупывая приложение усилия на педали сначала одной ногой, запоминая движения и степень нажатия, потом двумя. Становясь на колесо обеими ногами, лучше иметь рядом поддержку или делать это возле стены, за которую можно придерживаться.

Уникальность этого средства передвижения заключается в конструктивных особенностях, призванных обеспечить безопасность водителя. При слишком опасном уровне наклона тела гироскопы мгновенно фиксируют ситуацию, давая команду электромотору колеса ускорить ход, подъезжая под человека и не давая ему упасть. В любом случае, во время обучения лучше приобретать навыки удержания равновесия на небольших скоростях и не пренебрегать защитными накладками и шлемом.

Будущее – за индивидуальным электротранспортом

Электровелоиспеды, унициклы и гироскутеры давно не считаются диковинкой и все чаще появляются на улицах и в парковых зонах. Это не удивительно – они не только безопасны для экологии, но и заменяют общественный транспорт, дарят мобильность и комфорт передвижения. Несколько дней обучения на моноколесе – и можно ехать по городу, слушая музыку и наслаждаясь свободой.

Главное – правильно подобрать устройство, изучить при покупке ключевые характеристики и параметры уницикла. Посмотреть показатели описанной модели можно в таблице ниже:

рейтинг: 5 голосов: 1

Прежде чем разбираться, как работает моноколесо, давайте рассмотрим, из чего оно состоит. Верхняя часть колеса скрыта корпусом, который изготавливается из прочного пластика, стойкого к ударам. На самом верху корпуса есть ручка для переноски, обычно изготовленная из того же пластика. Под ручкой находится панель управления, состоящая из разъема для подключения зарядного устройства, кнопки для включения и выключения, а также (в зависимости от модели) там может быть индикатор заряда аккумулятора.

Под панелью управления внутри корпуса находится аккумулятор (батарея), а снаружи по бокам есть резиновые подкладки, предназначенные для более комфортного управления колесом. Ниже резиновых подкладок по обеим сторонам расположены металлические складные подножки.

Аккумуляторная батарея у моноколеса устроена следующим образом: промышленные незащищенные высокомощные аккумуляторы (в основном используются такие фирмы, как SONY, Samsung, Panasonic) соединяют между собой и подключают к компьютеру, который в свою очередь контролирует процесс заряда и разряда, потом туго изолируют, и получается аккумуляторная батарея.


Само колесо, верхняя часть которого скрыта корпусом, состоит из шины, обода, спиц и оси.
Также под корпусом находится материнская плата (или компьютер) и магниты.

Принцип работы моноколеса довольно таки простой.

Внутри колеса расположены электромагниты. Рядом установлены магниты и закреплены на ободе колеса. Для того чтобы моноколесо начало движение, гироскоп определяет наклон колеса, и компьютер направляет ток от аккумулятора на каждый электромагнит. Это создаёт магнитное поле, которое и оказывает воздействие на магниты, закреплённые на ободе колеса. Каждый магнит имеет свои собственные полюса: южный и северный. Если поднести два магнита южными полюсами или северными друг к другу - они будут отталкиваться, а если разноимёнными: северный полюс одного магнита к южному полюсу другого - то они притянутся. Когда полюса электромагнитов и магнитов оказывается в положении север/юг, то моноцикл начинает ехать назад.

Если гироскоп определяет, что моноколесо перестало ехать назад, и необходимо начать движение вперёд, то компьютер изменяет направление тока, которое проходит через электромагниты, тем самым меняя полюса электромагнитов. Теперь полюса электромагнитов и магнитов оказывается в положении север/север, юг/юг. И электрическое моноколесо начинает движение вперёд.

Равновесие моноколесо удерживает при помощи встроенных гироскопических датчиков, которые работают как внутреннее ухо у человека.

Если человек стоит, а потом сильно наклоняется вперёд, то в большинстве случаев он не падает, потому что в это время жидкость во внутреннем ухе человека меняет своё положение, чем посылает сигнал в мозг, в результате чего человек выставляет ногу вперед, восстанавливая равновесие.

Моноколесо работает примерно также. Когда вы, стоя на моноколесе, наклоняетесь вперёд, гироскоп (как человеческое внутреннее ухо) подает сигнал микропроцессору (как мозгу), в результате чего колесо поворачивается со скоростью, необходимой для движения вперед. Благодаря такой системе, моноколесу удается балансировать, оставаясь в вертикальном положении.

Моноколесо - это новое поколение безопасного персонального транспортного средства, имеющее массу преимуществ перед другими видами транспорта.

Устройство моноколеса

До того как мы начнем рассматривать принцип работы моноколеса, разберемся как оно устроено . Рассмотрим по отдельности его основные составляющие элементы.

1) Внешняя часть

1.1) Корпус

Корпус моноколеса изготовлен из высокопрочного пластика, устойчивого к ударам и деформациям.

1.2) Раскладные педали

В нижней части корпуса расположены раскладные педали (подножки) для ног. Некоторые модели моноколес снабжены магнитной фиксацией подножек. При подъёме подножки моноколеса, она автоматически примагничиваются к корпусу.

1.3) Удобные накладки на корпус

Во время поездки на моноколесе, корпус устройства фиксируется ногами (голенная часть) пользователя.
Для создания комфортной поездки, на боковых плоскостях корпуса, установлены специальные накладки, изготовленные из силикона, резины или другого мягкого материала.

1.4) Ручка и панель управления моноколесом

В верхней части корпуса расположена удобная ручка для транспортировки моноколеса. Под ручкой, на верхней плоскости корпуса, расположен разъем для подключения зарядного устройства, кнопка для включения и выключения моноколеса, а также индикаторное табло заряда аккумулятора.

2) Внутренняя часть

Внутри корпуса заключено одно единственно колесо, состоящие из покрышки (давление в покрышке лучше поддерживать на уровне 2,4 до 3.1 атмосферы), обода, оси и спиц. Верхняя часть колеса расположена внутри корпуса.

Также внутри корпуса расположены: аккумуляторные батареи, электромотор, гироскоп, и материнская плата (компьютер) управляющая гироскопами.

2.1) Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея моноколеса представляет собой туго изолированный блок аккумуляторов подключенных к компьютеру. При помощи компьютера происходит управление процессом разряда и заряда аккумулятора.


Чаще всего используются литий-ионные аккумуляторы фирм: Samsung, Panasonic, Sony.

Дальность хода моноколеса варьируется в зависимости от модели. От 15 км до 65 км на одном заряде. Моноколесо способно развивать скорость до 25 км/ч. Заряжается моноколесо очень быстро, для накопления полного заряда требуется всего 50 - 100 мин.
К примеру, Вы проехали на моноколесе 50 км, что уже не мало (диаметр Москвы ~40 км), решили отдохнуть и заодно подзарядили моноколесо. Подкрепились и снова в путь! Ресурс аккумуляторной батареи моноколеса также очень высок: 1500 - 2000 перезарядов.

Немало важным достоинством моноколес является устойчивость аккумуляторной батареи к низким температурам. Моноколесо почти не теряет заряд при поездке на холоде.

Многие модели моноколес оснащены рекуперативной тормозной системой, это позволяет значительно экономить заряд батареи. При торможении, спуске со склона или замедлении моноколеса будет происходить подзарядка аккумулятора.

2.2) Электромотор и гироскоп

В движение моноколесо приводится за счет электромотора с магнитным подшипником. Во внутреннем периметре колеса расположен массив катушек (электромагниты). На внешнем периметре закреплены магниты. При помощи электромагнитной индукции ротор приходит в движение.

Внутри моноколесо установлены датчики балансировки, поддерживающие нужно положение моноколеса в пространстве. Схожая технология используется в Сигвеях, но в отличие от двух колесных Сегвеев здесь колесо всего одно. Поэтому моноколеса снабжены дополнительными датчиками, контролирующими боковые перемещения и позволяющими моноколесу не падать на бок.

Принцип работы моноколеса

Управлять моноколесом очень просто. Большая часть работы Вашего тела выполняется на уровне интуиции. При наклоне корпуса тела вперед моноколесо ускоряется, при наклоне назад замедляется. Это происходит благодаря действию гироскопических датчиков, которые улавливают перемещение центра тяжести Вашего тела и, подавая сигнал на двигатель, удерживают колесо в вертикальном положении.

Сначала гироскопические датчики определяют положение моноколеса в пространстве. Затем компьютер считывает сигналы с датчиков и подает команду направить ток с аккумулятора на катушку (электромагниты) ротора. Вследствие чего возникает электромагнитное поле, воздействующее на магниты, закрепленные на внешнем контуре колеса.


У каждого магнита есть свои полюса: северный и южный. При взаимодействии одинаковых полюсов (юг-юг, север-север) магниты отталкиваются, если же взаимодействуют разные полюса (север-юг и юг-север), магниты притягиваются друг к другу.

Моноколесо начинает движение вперед, если магниты находятся в положении север-север, юг-юг. При наклоне корпуса пользователя назад, происходит смещение центра тяжести тела. Гироскопические датчики улавливают это изменение и подают сигнал на компьютер. Компьютер в свою очередь передает команду на изменение направления тока проходящего через электромагниты. Это влечет за собой смену полюсов на электромагнитах, создавая пары север-юг, юг-север. И моноколесо начинает ехать назад.

Вывод

Благодаря своему строению моноколесо обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным транспортом. Компактность это главное его достоинство. Моноколесо можно взять с собой в метро или автобус, поместить в рюкзак или багажник машины, принести в торговый центр или офис.

К тому же моноколесо экологичный, быстрый и тихий персональный транспорт. А в отличие от Сегвея, путешествуя на моноколесе, Ваши руки всегда остаются свободными. Удобно говорить по телефону, выгуливать собаку или укрываться зонтом от дождя!

Моноколесо это транспорт будущего!