Задания для тренировки
1) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:
Вперед 4 – Кузнечик прыгает вперед на 4 единицы, Назад 3 – Кузнечик прыгает назад на 3 единицы.
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 27?
2) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:
Вперед 6 – Кузнечик прыгает вперёд на 6 единиц,
Назад 4
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 28?
3) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:
Вперед 5 – Кузнечик прыгает вперёд на 5 единиц,
Назад 3 – Кузнечик прыгает назад на 3 единицы.
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 21?
4) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:
Вперед 7
Назад 5
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 5», чтобы Кузнечик оказался в точке 19?
5) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 10. Система команд Кузнечика:
Вперед 7 – Кузнечик прыгает вперёд на 7 единиц,
Назад 4 – Кузнечик прыгает назад на 4 единицы.
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 43?
6) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 15. Система команд Кузнечика:
Вперед 17 – Кузнечик прыгает вперёд на 17 единиц,
Назад 6 – Кузнечик прыгает назад на 6 единиц.
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 6», чтобы Кузнечик оказался в точке 36?
7) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 20. Система команд Кузнечика:
Вперед 3 – Кузнечик прыгает вперёд на 3 единицы,
Назад 5 – Кузнечик прыгает назад на 5 единиц.
За какое наименьшее количество команд можно перевести Кузнечика в точку (-4)?
«Вперед 4» (Кузнечик прыгает вперед на 4 единицы),
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 31?
9) Исполнитель Кузнечик живет на числовой оси. Начальное положение - точка 0. Система команд кузнечика:
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 31?
10)
«Вперед 3» (Кузнечик прыгает вперед на 3 единицы),
«Назад 4» (Кузнечик прыгает назад на 4 единицы).
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 32?
11) Исполнитель Кузнечик живет на числовой оси. Начальное положение - точка 0. Система команд кузнечика:
«Вперед 5» (Кузнечик прыгает вперед на 5 единиц),
«Назад 3» (Кузнечик прыгает назад на 3 единицы).
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 33?
12) Исполнитель Кузнечик живет на числовой оси. Начальное положение - точка 0. Система команд кузнечика:
«Вперед 6» (Кузнечик прыгает вперед на 6 единиц),
«Назад 5» (Кузнечик прыгает назад на 5 единиц).
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 5», чтобы Кузнечик оказался в точке 33?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 в ПРОГРАММЕ «КУМИР»
СРЕДА «РОБОТ»
Цель: Научится писать программы с циклом пока и ветвлением если-то-иначе для робота.
Справка
1. Цикл пока создается структурами, например:
нц пока слева свободно | нц пока справа свободно |
нц пока снизу свободно | нц пока сверху свободно |
2. Ветвление создается структурой если <условие>
то <действие>
иначе <действие>
Условиями могут быть: радиация , температура, стена и положение на поле
Задание № 1 МИННОЕ ПОЛЕ.
1. Создать предлагаемую обстановку. По правой кнопке мыши установить клетку с радиацией равной или большей 50, помечая клетку буквой латинского алфавита . Сохранить как MinPol | 2. Дописать программу для робота, который проходя по полю, закрашивает клетки с теми метками, в которых радиация превышает значение 50. |
Справка : цикл пока создается структурами
Задание № 2: ПИТСТОП.
1. Создать предлагаемую обстановку. 3. Написать часть программы. | 3. Дописать программу так, чтобы закрасить клетки, как показано в образце |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание № 3: ОПАСНОСТЬ.
1. Создать предлагаемую обстановку (робот в левом верхнем углу, клетка с радиацией – метка «буква», клетка с температурой – метка «цифра») 3. Написать часть программы. | 3. Дописать программу так, чтобы робот реагировал (смещался) на клетки с радиацией (клетка с буквой) и закрашивал клетки с температурой (клетка с цифрой): а – 1 – b – 2 – с–3 |
КуМир (К омплект У чебных МИР ов) — это свободно распространяемая кроссплатформенная русскоязычная система программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации. Скачать КуМир 1.9 можно на сайте разработчиков или на официальном сайте проекта .
Достоинства :
- свободно распространяемая среда (лицензия GPL 2.0);
- кроссплатформенность (Windows, Linux );
- поддержка со стороны российских разработчиков (НИИСИ РАН);
- русскоязычные команды языка программирования;
- развитые возможности отладки программ;
- автоматическое выравнивание, показывающее структуру программы;
- возможность строить заготовки задач с автоматической проверкой;
- возможность управления исполнителями из программы;
- возможность подключения новых исполнителей.
Недостатки: :
- сложно мотивировать учащихся на изучение языка, который нигде не применяется;
- очень медленная работа интерпретатора (обещают существенно ускорить в версии 2.0, которая сейчас разрабатывается);
- нельзя менять значения аргументов внутри вспомогательных алгоритмов (например, в реализации алгоритма Евклида как функции приходится заводить две лишние переменные);
- нельзя вызывать функцию как процедуру, игнорируя ее результат (например, когда результат функции — код возврата и в данном случае он меня не интересует);
- неудобная и неполная справочная система;
- нет форматного вывода на консоль и в файл, как в Паскале (типа вывод x:4); это нужно, например, чтобы вывести на экран матрицу ровными столбиками.
Планируется, что КуМир будет одной из систем программирования, разрешенных при проведении компьютерного варианта ЕГЭ по информатике (подробности см. в блоге).
На этой странице представлены методические разработки автора по использованию среды КуМир в 6-8 классах общеобразовательной школы.
Новости теперь и в Telegram-канале
2 апреля 2019 г.
Размещена работа Е.В. Дрожжиной
«Алгоритмика на Кумире. Сборник заданий по программированию» (Белгород, 2016).
19 декабря 2017 г.
Добавлен практикум для подготовки к ОГЭ по информатике
(задача 20.1 с Роботом).
1 марта 2013 г.
Добавлены материалы к докладу
«Практикумы с автоматической проверкой решений в среде КуМир»
на V Международном педагогическом марафоне учебных предметов
(28 февраля — 1 марта 2013 года, г. Великие Луки).
27 января 2013 г.
Добавлен практикум «Задачи C2» для подготовки к ЕГЭ по
информатике.
12 октября 2012 г.
Добавлен доклад «Программирование по-русски»
на Седьмой межрегиональной научно-практической конференции
«Развитие региональной образовательной информационной среды» .
11 апреля 2012 г.
Добавлена контрольная работа по исполнителю Робот (в форме курса).
Лицензионное соглашение
- 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
- 2) распространение неполных или измененных материалов;
- 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
- 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.
Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.
ОГЭ по информатике
Практикум для подготовки к ОГЭ по информатике содержит 7 разделов, представляющих разные типы задач:
- Закрытый коридор.
- Одна стенка.
- Один ряд, много стенок.
- Два ряда.
- Стенки с проходами.
- Лестницы.
- Разные сложные задачи.
Материалы курса:
Массивы
Практикум по обработке массивов состоит из двух частей. Первая часть («Массивы-1») содержит 6 разделов:
- Заполнение массива.
- Обработка всех элементов массива.
- Минимум и максимум.
- Подсчёт элементов массива.
- Суммы и произведения элементов.
- Поиск в массиве.
Вторая часть («Массивы-2») содержит 6 разделов:
- Реверс массива.
- Циклический сдвиг элементов.
- Отбор элементов массива по условию.
- Сортировка методом пузырька.
- Сортировка методом выбора.
- Двоичный поиск.
Материалы курса:
- Практикум «Массивы-1»
- Контрольная работа по первой части курса (тоже в формате курса:-).
- Учителя могут получить решения электронной почте .
Символьные строки
Практикум по обработке символьных строк содержит 5 разделов:
- Работа с отдельными символами.
- Замена символов.
- Подсчёт символов.
- Разбор символьных строк.
- Вычисление арифметических выражений.
Материалы курса:
- Практикум «Строки» для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
- Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте .
Функции
Практикум по составлению алгоритмов-функций содержит 6 разделов:
- Функции с одним параметром.
- Функции с несколькими параметрами.
- Обработка символьных строк.
- Логические функции.
- Обработка массивов.
- Рекурсивные функции.
Материалы курса:
- Практикум «Функции» для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
- Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте .
Подготовка к ЕГЭ по информатике
Практикум по решению задач C2 (см. также материалы для подготовки к ЕГЭ) содержит 5 разделов:
- Максимумы и минимумы.
- Подсчёт и поиск элементов.
- Суммы, средние и произведения.
- Последовательности.
- Матрицы.
Материалы курса:
- Практикум «Задачи C2» для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
- Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте .
Водолей
Курс по исполнителю Водолей состоит из 6 уроков:
- Урок 0. Знакомство с исполнителем Водолей. Управление с помощью пульта.
- Урок 1. Составление программы для управления Водолеем.
- Урок 2. Циклы «N раз».
- Урок 3.
- Урок 4. Переменные.
- Урок 5. Ветвления.
Материалы курса:
Робот
Курс по исполнителю Робот состоит из 12 уроков:
- Урок 1. Знакомство с исполнителем Робот. Линейные алгоритмы.
- Урок 2. Циклы «N раз».
- Урок 3. Циклы «N раз» (решение задач).
- Урок 4. Вложенные циклы.
- Урок 5. Циклы с условием (циклы «пока»).
- Урок 6. Ветвления.
- Урок 7. Сложные условия.
- Урок 8. Вспомогательные алгоритмы.
- Урок 9. Переменные.
- Урок 10. Алгоритмы с результатом (алгоритмы-функции).
- Урок 11. Циклы с переменной.
- Урок 12. Алгоритмы с параметрами.
Материалы курса:
- Презентация
Ее для дальнейшей работы и научились задавать . Теперь перейдем непосредственно к составлению алгоритмов для Робота с использованием простых команд.
Если вам больше нравится информация в формате видеоуроков, то на сайте есть видеоурок
У любого исполнителя должна быть система команд (СКИ — система команд исполнителя ). Система команд исполнителя — совокупность всех команд, которые может выполнить исполнитель. В качестве примера рассмотрим дрессированную собаку. Она умеет выполнять некоторые команды — «Сидеть», «Лежать», «Рядом» и т. п. Это и есть ее система команд.
Простые команды Робота
У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота . Всего их 5:
- вверх
- влево
- вправо
- закрасить
Результат выполнения этих команд понятен из их названия:
- вверх — переместить Робота на одну клетку вверх
- вниз — переместить Робота на одну клетку вниз
- влево — переместить Робота на одну клетку влево
- вправо — переместить Робота на одну клетку вправо
- закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).
Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):
- вверх — Escape, Up (стрелка вверх)
- вниз — Escape, Down (стрелка вниз)
- влево — Escape, Left (стрелка влево)
- вправо — Escape, Right (стрелка вправо)
- закрасить — Escape, Space (пробел)
Обратите внимание, что набирать нужную комбинацию горячих клавиш нужно не привычным нам способом! Мы привыкли нажимать клавиши одновременно, а здесь их нужно нажимать последовательно . К примеру, чтобы ввести команду вверх, нужно нажать Escape, отпустить ее и после этого нажать стрелку вверх. Это нужно помнить.
Теперь мы готовы написать первый алгоритм для Робота. Предлагаю начать с простого — нарисуем квадрат со стороной 3 клетки. Поехали!
Запускаем Кумир, его. Можно начинать писать программу? Конечно нет! Мы же не ! Делаем это. Предлагаю использовать вот такую:
Вот теперь все готово. Начинаем писать программу. Пока она выглядит так
Удаляем символ «|» и называем наш алгоритм «Квадрат»
Предлагаю рисовать квадрат, двигаясь по часовой стрелке. Для начала закрасим текущую клетку, дав команду закрасить . Потом делаем шаг вправо и опять закрашиваем клетку. И еще раз шаг вправо и закрасить.
Попробуем запустить программу и посмотреть что же получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов
В результате мы должны увидеть вот такую картину
Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните «Показать окно Робота » или в меню Робот выберите пункт «Показать окно Робота «. Продолжаем дальше.
Теперь мы будем двигаться вниз и закрашивать правую сторону квадрата:
вниз
закрасить
вниз
закрасить
Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата
влево
закрасить
влево
закрасить
У нас осталась одна незакрашенная клетка. Закрасим ее
вверх
закрасить
Все готово! В итоге наша программа выглядит так:
использовать Робот
алг Квадрат
нач
закрасить
вправо
закрасить
вправо
закрасить
вниз
закрасить
вниз
закрасить
В данной разработке разбираются задчи для исполнителя Робот, которые вызывают затруднения у многих школьников - это задачи с различными лесенками.
Просмотр содержимого документа
«Исполнитель Робот. Решение задач.»
Задача 1.
Задача 2.
Задача 3.
Исходное поле Робота:
Сначала идет горизонтальная стена, ее длина неизвестна. Далее идет лесенка вниз, высота ступеньки – 1 клетка, длина ступеньки – 2 клетки. Количество ступенек неизвестно. Далее идет лесенка вверх, высота ступеньки – 1 клетка, длина ступеньки – 2 клетки. Количество ступенек неизвестно. Необходимо закрасить клетки над ступеньками обоих лесенок. Как показано на 2 рисунке.
использовать
Робот
|