Гидроакустическая станция аргонавт. Гидроакустические станции с гибкими протяженными буксируемыми антеннами вмс сша. "Гидроакустическая станция" в книгах

Многие противолодочные вертолёты, преимущественно используемые с малых кораблей, оснащены опускаемыми гидроакустическими станциями. Некоторые вертолёты, наряду с ОГАС, имеют также и радиогидроакустические системы. Современные достижения в области технологии позволяют создать современные гидроакустические станции, пригодные для установки на вертолёты всех типов, независимо от их полётного веса (вес первых ОГАС достигал 500 кг). Назначение ОГАС – прослушивание водной среды при поиске ПЛ. Часть аппаратуры станции размещается на борту вертолёта, а другая – в опускном устройстве, заглубляемом с вертолёта в режиме висения.

Поиск ПЛ вертолёты производят путём последовательного обследования водной среды из точек висения, расположенных в определённом порядке. Обычно вертолёт зависает на высоте 10-15 м над водной поверхностью и заглубляет опускное устройство (акустическую антенну) на оптимальную глубину (до 450 м). Если объект поиска не обнаружен, то производится перелёт в очередную точку зависания.

Вертолётные гидроакустические станции за рубежом производят в основном три фирмы: Бендикс (США), Плесси (Англия), и Синтра-Алькатель (ФРГ). При их создании учитывался опыт конструирования и эксплуатации корабельных гидроакустических станций, использовались также идеи, реализованные в конструкции буёв.

Большинство современных ОГАС работают как в пассивном, так и в активном режимах, именуемых соответственно режимами шумопеленгования (ШП) и эхо-пеленгования (ЭП). Однако имеющийся в ОГАС режим ШП из-за малой шумности современных ПЛ и необходимости сложного оборудования для обработки и выделения полезного сигнала на фоне помех, применяется ограниченно, и, хотя это и сопряжено с рядом неудобств, предпочтение отдается режиму ЭП. При использовании станции в этом режиме после заглубления подъёмно-опускного устройства ОГАС включается в режим излучения – формируется довольно мощная акустическая посылка определённой формы и длительности (от 3 до 200 мс), в зависимости от типа ОГАС, режима работы, условий. Дальность до цели обычно не превышает 5000-6000 м в зависимости от условий поиска и определяется по времени от излучения импульса до приёма отражённого сигнала. Однако с появлением современных малошумящих ПЛ эти дальности существенно снизились. Можно предполагать, что с переводом ОГАС на низкие частоты, дальности обнаружения ПЛ в режиме ШП возрастут.

По принятому методу обследования пространства в горизонтальной плоскости различают ОГАС шагового поиска и кругового обзора. При шаговом поиске акустический сигнал излучается передающей антенной в определённом секторе. Антенна остается в этом положении в течение времени, необходимого для прохождения акустической волной расстояния, равного двойной дальности действия ОГАС. В течение этого времени включено приёмное устройство. Если контакт не установлен, то антенна (диаграмма) автоматически перемещается относительно вертикальной оси на ширину главного максимума характеристики направленности, и производится новая посылка. И так, шаг за шагом, последовательно просматривается весь горизонт (сектор). Очевидно, что с применением подобного метода, особенно при большой дальности станции и диаграмме направленности шириной 25-30 град; на круговое обследование потребуется очень много времени. Водная среда обследуется последовательно по секторам, а не весь горизонт одновременно, Поэтому станции шагового поиска применяются ограниченно, причём для сокращения времени обследования ширину обследуемого сектора увеличили до 60-90 град.

В ОГАС с круговым обзором акустическая посылка излучается по всему горизонту одновременно, после чего осуществляется круговой приём эхо-сигналов. В этом случае наблюдаются все объекты, находящиеся в пределах дальности ОГАС.

На противолодочных (многоцелевых) вертолётах военно-морских сил США и НАТО находятся ОГАС американского производства AN/AQS-13 (модификации А, В, С, D, Е, F, AN/AQS-18); английские – тип 195, Hisos-1; французские HS-12, DUAV-4 с последующими модификациями и другие. Большинство этих.ОГАС снабжены сложными системами датчиков со схемами формирования лучей и позволяют за одну- две посылки обнаружить ПЛ, определить её пеленг, дальность и скорость движения.

Опускаемая гидроакустическая станция AN/AQS-13A поступила на замену ОГАС AN/AQS-10, выпускавшейся с 1955 г. Она имеет несколько модификаций на основе базовой модели. В одной из последних её модификациях AN/AQS-13F используются частоты 9,5-10,5 кГц. При поиске ПЛ станция может работать в режиме ШП и ЭП, а также в режиме звукоподводной связи телефоном или телеграфом (только станция AN/AQS-13A).

Начиная с модификации AN/AQS-13B, станции для улучшения условий выделения полезного сигнала и устранения ложных целей с экрана индикатора могут дополняться адаптивным процессором APS (Adaptive Processor Sonar). С помощью APS повышается точность определения скорости цели, усиливается принимаемый сигнал. Большая энергия, излучаемая длинными импульсами в режиме APS, в сочетании с узкополосным анализом улучшает условия выделения полезного сигнала, особенно в условиях помех.

В этом режиме на индикаторе кругового обзора, кроме отображения пеленга и дальности, воспроизводится также значение до- плеровской радиальной скорости ПЛ.

Акустическая система станции размещается в опускном устройстве и состоит из трубчатых преобразователей – одного излучающего и восьми приёмных, расположенных над ним. Ширина диаграммы направленности каждого элемента составляет 45 град. В корпусе опускного устройства размещены также датчик температуры батитермографа.

Спуск и подъём опускного устройства осуществляется на 30 жильном кабель-тросе длиной 150 м с помощью лебёдки, барабан которой приводится во вращение гидромоторами. На вертолёте размещается также ряд дополнительных обеспечивающих применение станции устройств: указатель длины выпущенной части кабель-троса, датчики его вертикальности. Кроме того, в комплекте оборудования вертолёта имеется доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса, по сигналам которого вертолёт удерживается в точке висения (вручную или автоматически). Причём чувствительность последнего устройства очень велика. Сигнал смещения выдается при скорости вертолёта 400 м/ч.

Опускаемая гидроакустическая станция AN/AQS-18 также кругового обзора, и наряду с ОГАС AN/AQS-13F, для восьмидесятых годов являлась наиболее современной. Она работает в диапазоне частот 9,2-10,8 кГц. В конструкции этих станций просматриваются основные тенденции развития подобного типа технических устройств: уменьшение массогабаритных характеристик, увеличение глубины опускания приёмно-излучающего устройства и дальности обнаружения ПЛ.

В качестве индикаторов в комплекте станции AN/AQS-18 используется многоцелевой самописец и электронно-лучевая трубка с шестью масштабами дальности, максимальный из которых рассчитан на 18 км. На электронно-лучевой трубке кроме дальности показывается также пеленг на цель, величина его изменения, характер объекта, величина изменения расстояния. Имеется двухканальная слуховая система.

Станции AN/AQS-18, в том числе и поставлявшиеся в другие страны, комплектовались опускаемыми устройствами, существенно отличавшимися от ранее применявшихся. Кроме излучающих и приёмных элементов в опускаемое устройство поместили компас, генераторное устройство, усилитель мощности, датчик температуры воды, свинцово-цинковую аккумуляторную батарею для питания электронных схем и накопления энергии в генераторе.


Вертолёт SH-60B


Вертолёт SH-60B в зоне поиска. С правого борта виден магнитометр.


Противолодочный вертолёт Каман SH-2D "Си Спрайт" с буксируемым магнитометром.


Верхняя часть опускного устройства снабжена кольцевой акустической наделкой, которая обеспечивает стабилизацию процессов режима опускания и подъёма с большой вертикальной скоростью (подъём – 8,2 м/с, опускание – 5,2 м/с).

Уменьшение веса и габаритов отдельных элементов ОГАС, а также размещение подзаряжаемого постоянным током источника питания электроэнергией в опускаемом устройстве позволили вместо тяжелого кабеля использовать одножильный коаксиальный кабель толщиной всего 5 мм (обычный кабель имел диаметр. 12,5 мм и состоял из 30 проводов) и увеличить его длину до 460 м, причем время опускания на эту глубину такое же, как у станции AN/AQS-13, акустическое устройство которой заглубляется на 150 м.

На базе американской AN/AQS-13 в Великобритании создана станция типа 195, которая работает в режиме панорамного поиска в четырех секторах (шириной по 90 град, каждый) способом пульсирующей развёртки. Она входила в состав ППС вертолёта «Си Кинг» Великобритании.

Другая разработанная в Великобритании ОГАС – HISOS-1 устанавливается на вертолётах «Линкс». Информация, получаемая с её помощью, может обрабатываться бортовой ЦВМ AQS-902. Станция комплектуется гидроакустической широкополосной антенной решеткой, обеспечивающей более высокую точность определения пеленга цели и дальность обнаружения по сравнению со станцией типа 195. Антенна станции может заглубляться до 300 м. Имеются сведения, что система обработки данных этой станции может обрабатывать также информацию от буёв.

Во Франции вертолёты вооружались гидроакустической станцией DUAV-4, которая работала в режимах ШП и ЭП и обеспечивала также измерение радиальной скорости ПЛ по доплеровскому сдвигу частот. Приемно-излучающее устройство станции снабжалось малошумным приводом.

Более совершенной является ОГАС HS-12. В режиме шумопеленгования её антенна излучает импульсы акустической энергии прямоугольной или синусоидальной формы с частотной и гиперболической модуляцией. Повышение точности пеленгования обеспечивается за счёт использования цифровых методов формирования и управления диаграммой направленности.

В состав бортового оборудования станции HS-12 входят электронная аппаратура, схемы управления, специализированный процессор, индикаторы, аппаратура встроенного контроля, а также лебедка с гидроприводом. Радиоэлектронные блоки, размещенные в опускном устройстве, управляют излучением, формируют диаграмму направленности, осуществляют фильтрацию сигналов, а также усиление, квантование и определение максимума принимаемого сигнала.

Гидроакустическая антенна станции состоит из 12 керамических преобразователей. В дополнение к ним оператор может применять три полулуча. Система обеспечивает также панорамный пассивный поиск в полосе частот шириной 1 кгц в диапазоне от 7 до 20 кгц. Когерентная обработка сигналов и классификация контакта производится по 12 каналам. В опускном устройстве размещён также датчик температуры батитермографа. По мере погружения опускаемого устройства данные о температуре воды обрабатываются и поступают в запоминающее устройство.

Для уменьшения размеров кабеля в системе применена цифровая техника и мультиплексоры, что позволило погружать при- емоизлучающую систему на глубину до 300 м. На лёгких вертолётах может устанавливаться кабель длиной 170 м с более строгими ограничениями по весу.

Станция HS-12 устанавливалась в 80-х годах на большинстве средних противолодочных вертолётах, таких, как «Линкс».

В настоящее время НИИ «RIF-ACVAAPARAT» предлагает вариант ГАС МГ-747М с улучшенными техническими и массогабаритными характеристиками, предназначенной для защиты от подводных диверсантов надводных кораблей и таких жизненно-важных объектов, как торговые порты, военно-морские базы, нефтяные платформы, плотины гидроэлектростанций и другие морские сооружения.
Станция разработана с применением современных технических решений и новой элементной базы, в основном производства стран СНГ.

Основные тактико-технические характеристики:

1. Станция обеспечивает обнаружение диверсионных сил, двигающихся со скоростью до 6 узлов на глубине 1-40 м от поверхности моря при глубине моря в месте стоянки корабля не менее 15 м при волнении моря до 3 баллов и неограничивающих гидрологических условиях.
2. Дальность обнаружения с вероятностью 0,8 - 0,9
одиночных подводных диверсантов 350 - 500 м
подводных диверсантов на транспортных средствах 400 - 550 м
сверхмалых подводных лодок 700 - 1000 м
3. Среднеквадратичная инструментальная погрешность:
по дистанции 2%
по курсовому углу 2°
4. Сектор обзора 360°
5. Обеспечивается:
автоматическое обнаружение и классификация цели;
автоматическая выдача координат цели в реальном времени.
6. Состав:
гидроакустическая антенна;
центральный процессор и выносной индикатор;
блок питания;
выносной прибор громкоговорящей связи.
7. Масса:
гидроакустическая антенна – 230 кг;
аппаратная часть – 66,2 кг.

Гидроакустическая станция - средство звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения.

По принципу действия гидролокаторы бывают:
Пассивные - позволяющие определять место положения подводного объекта по звуковым сигналам, излучаемым самим объектом.
Активные - использующие отражённый или рассеянный подводным объектом сигнал, излучённый в его сторону гидролокатором.

Упрощённая блок-схема гидроакустической станции: а - шумопеленгатора (1 - неподвижная акустическая система, 2 - компенсатор, 3 - усилитель, 4 - индикаторное устройство); б - гидролокатора (1 - подвижная акустическая система, 2 - обтекатель, 3 - поворотное устройство, 4 - переключатель «приём-передача», 5 - генератор, 6 - усилитель, 7 - индикаторное устройство)

Акустическая система гидроакустической станции составляется из многих электроакустических преобразователей (Гидрофонов - у принимающих Г. с., вибраторов - у приёмоизлучающих Г. с.) для создания необходимой характеристики направленности приёма и излучения. Преобразователи размещаются (в зависимости от типа и назначения Г. с.) под днищем корабля на поворотно-выдвижном устройстве или в стационарном обтекателе, проницаемом для акустических колебаний, встраиваются в наружную обшивку корабля, монтируются в буксируемом кораблём или опускаемом с вертолёта контейнере, устанавливаются поверх опорной конструкции на дне моря. Компенсатор вносит в переменные токи, протекающие в электрических цепях разнесённых друг от друга гидрофонов, сдвиг фаз, эквивалентный разности времени прихода акустических колебаний к этим гидрофонам. Численные значения этих сдвигов показывают угол между осью характеристики направленности неподвижной акустических системы и направлением на объект. После усиления электрические сигналы подаются на индикаторное устройство (телефон или электроннолучевую трубку) для фиксирования направления на шумящий объект. Генератор активной Г. с. создаёт кратковременные электрические импульсные сигналы, которые затем излучаются вибраторами в виде акустических колебаний.
В паузах между ними отражённые от объектов сигналы принимаются теми же вибраторами, которые на это время присоединяются переключателем «приём- передача» к усилителю электрических колебаний. Расстояние до объектов определяется на индикаторном устройстве по времени запаздывания отражённого сигнала относительно прямого (излучаемого).

Г. с., в зависимости от их типа и назначения, работают на частотах инфразвукового, звукового и (чаще) ультразвукового диапазонов (от десятков гц до сотен кгц), излучают мощность от десятков вт (при непрерывном генерировании) до сотен квт (в импульсе), имеют точность пеленгования от единиц до долей градуса, в зависимости от метода пеленгования (максимальный, фазовый, амплитудно-фазовый), остроты характеристики направленности, обусловленной частотой и размерами акустические системы, и способа индикации. Дальность действия Г. с. лежит в пределах от сотен метров до десятков и более км и в основном зависит от параметров станции, отражающих свойств объекта (силы цели) или уровня его шумового излучения,а также от физических явлений распространения звуковых колебаний в воде (рефракции и реверберации) и от уровня помех работе Г. с.,создаваемых при движении своего корабля.

Г. с. устанавливают на подводных лодках, военных надводных кораблях (рис. 2), вертолётах, на береговых объектах для решения задач противолодочной обороны, поиска противника, связи подводных лодок друг с другом и с надводными кораблями, выработки данных для пуска ракето-торпед и торпед, безопасности плавания и др. На транспортных, промысловых и исследовательских судах Г. с. применяют для навигационных нужд, поиска скоплений рыбы, проведения океанографических и гидрологических работ, связи с водолазами и др. целей.

Министерство обороны России приступило к развертыванию подводной системы гидроакустического обнаружения и наблюдения «Гармония», с помощью которой сможет обнаруживать корабли и подводные лодки в больших районах мирового океана. Как пишет газета «Известия», некоторые элементы системы уже работают. Полностью же развертывание сети наблюдения планируется завершить к 2021 году.

Существует множество способов обнаружения кораблей и подводных лодок. В частности, для этого могут использоваться береговые патрульные самолеты с детекторами магнитных аномалий (реагируют на изменение магнитного поля в присутствии массивных металлических объектов) и сбрасываемыми гидроакустическими буями.

Подавляющее большинство способов обнаружения требуют присутствия в районе корабельного или авиационного патруля. Ведение такого патрулирования на постоянной основе довольно затратно и не гарантирует обнаружения кораблей и подводных лодок противника, которые могут прибегать к маскировке.

Новая российская гидроакустическая сеть «Гармония» будет постоянно вести наблюдение за большими океанскими районами и с высокой долей вероятности обнаруживать подводные и надводные корабли. В состав системы войдут автономные донные станции - роботы, выпускаемые через торпедные аппараты подводных лодок и устанавливающиеся на дне.

Эти роботы оснащены гидроакустическими системами. После установки они разворачивают антенны и начинают «прослушивать» окружающее пространство. Все шумы анализируются и сопоставляются с базой данных кораблей. Донные станции могут работать в пассивном режиме («прослушка») и активном. В последнем случае они генерируют звуковые сигналы и «слушают» их отражения.


Белушья Губа

Донные роботы оснащены и всплывающими радиобуями с аппаратурой спутниковой связи. Через равные промежутки времени такие станции будут выпускать буи и выходить на связь с командным пунктом. Каждая донная станция имеет аккумулятор емкостью 28 ампер-часов и напряжением 80 вольт. По команде из центра управления роботы могут сворачивать антенны и всплывать, чтобы их могла подобрать подлодка.

В настоящее время в бухте Окольная в Североморске ведется подготовка к строительству специального цеха, в котором будет производиться техническое обслуживание донных роботов и их подготовка к запуску. Между тем, в поселке Белушья Губа на Новой Земле уже ведется строительство пункта управления «Гармонией».

О том, что для российского флота ведется создание новой гидроакустической сети в июле текущего года. Тогда сообщалось, что речь идет о разработке проекта новой системы, работы над которым планируется завершить в 2017 году.

В настоящее время масштабной гидроакустической системой наблюдения располагают США. Она называется SOSUS (So und Su rveillance S ystem, акустическая система наблюдения) и функционирует с середины 1960-х годов. Система работает на двух противолодочных рубежах: мыс Нордкап - Медвежий остров и Гренландия - Исландия - Фарерские острова - Великобритания.

Система создавалась для обнаружения атомных подводных лодок СССР. В состав SOSUS входит несколько подводных гидроакустических станций и передающих комплексов. Береговые посты системы работают в полностью автоматическом режиме.

В 1997 году SOSUS и гидроакустическая система Национального управления океанических и атмосферных исследований зарегистрировали неизвестны низкочастотный мощный звук, получивший название Bloop (Вой). Предположительно, его причиной стало сотрясение ледяных полей или ударение айсбергов о морское дно.

Василий Сычёв

1. Дальность обнаружения подводной лодки среднего водоизмещения на поисковой скорости 20 уз и при неограничивающих гидроакустических условиях до 25 – 40 км.

2. Срединные ошибки определения координат:

По курсовому углу – не более 0.5°;

По дистанции – не более 0.8% от номинала шкалы.

3. Станция обеспечивает обзор водного пространства по горизонту в пределах курсовых углов от 0 до 150° правого и левого бортов. Одновременный обзор в вертикальной плоскости обусловлен характеристикой напрвленности в этой плоскости (4°), для расширения угла обзора в вертикальной плоскости предусмотрена возможность наклона акустической антенны до 60° вниз и до 10° вверх.

4. Величина мертвой зоны по дистанции 1.5 – 2 км.

а) в режиме обнаружения – около 4° при излучении и приеме в горизонтальной и вертикальной плоскостях;

б) в режиме сопровождения:

На частоте f 1 – около 4°;

На частоте f 2 – около 6° при излучении и приеме в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

6. Подводимая электрическая мощность к акустической антенне не менее 200 кВА.

7. Приборы станции рассчитаны на нормальную работу при следующих условиях:

Температура окружающей среды от 0 до +45°;

Бортовая качка с амплитудой 10° и периодом 8 с, килевая качка с амплитудой 5° и периодом 5 с.

Состав станции. В состав станции входят следующие основные приборы и устройства:

Акустическая антенна с поворотно-наклонным устройством (прибор 1), представляющая собой плоское зеркало размерами 4 м на 4 м с укрепленными на нем цилиндрическими пьезокерамическими преобразователями (18 вертикальных по 8 преобразователей в каждом);

Генераторное устройство (приборы 2, 2А, 22);

Пульт управления и контроля (прибор 4), в котором сосредоточены блоки индикации, управления и контроля работы станции;

Предварительный усилитель и задерживающие цепи (прибор 8);

Коммутаторы приема-передачи (прибора 13);

Устройство компенсации эффекта Доплера (прибор 17);

Выпрямители (приборы 20, 20А);

Щиты питания (приборы 21, 21А);

Прибор контроля тракта излучения (прибор 24А);

Построитель траектории акустических лучей (прибор 25).

2.Внешние связи ГАС и работа по структурной схеме.

Внешние связи. Для обеспечения длительного слежения за пл станция имеет связь со следующими корабельными приборами и системами: лагом, гирокомпасом, центральной системой стабилизации, станцией МГ-325, системой “Спрут”, МВУ-200 и 201.

Принцип работы. Рассмотрим принцип работы станции по структурной схеме, представленной на рис.1.

Станция имеет следующие режимы работы:

Обнаружение, при котором осуществляется поиск целей шагом 30° в секторе обзора ±150° с выдачей целеуказания в тракт сопровождения;

Обнаружение – сопровождение, которое позволяет при сопровождение цели по курсовому углу на индикаторе ИЭ2 тракта сопровождения одновременно просматривать сектор 30° на индикаторе обнаружения ИЭ1;

Сопровождение, при котором вырабатываются точные координаты цели – курсовой угол и дистанция;

Прослушивание шумов цели в широкой полосе частот.

В режиме обнаружения излучение акустической энергии осуществляется практически одновременно в секторе 30°. В этом случае (при излучении) формируется девять характеристик направленности, по 4° каждая, при приеме указанный сектор перекрывается восьмью характеристиками направленности. Подключение акустической антены к аппаратуре трактов излучения и приема производится посредством коммутатора приема-передачи.

В тракте приема каждая из 18 полос акустической антены через коммутатор прием-передача подключается к своему предварительному усилителю. Выходы предварительных усилителей подключаются к приборам приемного тракта, обеспечивающим работу станции в режимах обнаружения, сопровождения и прослушивания.

После обнаружения цели производится грубое определение направления на цель, дистанция до нее и выдача целеуказания в тракт сопровождения.

В режиме обнаружения-сопровождения сопровождение цели осуществляется центральной характеристикой направленности, а обнаружение в пределах сектора 30° симметрично относительно направления на сопровождаемую цель.

В режиме сопровождения осуществляется уточнение координат цели, полуавтоматическое сопровождение цели по курсовому углу и дистанции, а также передача данных в систему ПСТБ, МВУ-200, 201. В режиме прослушивания производится обнаружение целей по создаваемому ими шуму. Прослушивание может вестись в секторе ±150°.

В пределах сектора поиска перемещение акустической антенны на величину шага канала 30° может осуществляться с помощью автомата шагового поиска или вручную. При прослушивании вращение антенны производится вручную или системой полуавтомата.

Индикация принятых сигналов осуществляется:

В режиме обнаружения – на индикаторе ИЭ-1, выполненном на электронно-лучевой трубке с разверткой типа “Б” и яркостной отметкой сигнала при использовании многоканальной системы индикации, а при амплитудной – на громкоговорителе и магнитофоне;

В режиме сопровождения – на электронном индикаторе ИЭ-2 (индикатор отклонения пеленга), выполненном на двухлучевой электронной трубке с линейной разверткой, и регистраторе дистанции, путем записи эхо-сигнала на электромеханическую бумагу;

В режиме прослушивания – на громкоговорителе и телефонах.

1.Гидроакустическая станция с опускаемой антенной МГ-329.

Примером гидроакустической станции с опускаемой акустической антенной является станция МГ-329. Станция предназначена для вооружения противолодочных кораблей, кораблей и судов специального назначения и позволяет производить обнаружение подводных лодок и определение их координат (пеленга и дистанции). Поиск и обнаружение подводных лодок производятся только на стопе корабля.

В гидроакустической рубке – импульсный генератор, усилитель, устройство управления и контроля, прибор питания и указатель глубины;

На верхней палубе – опускаемое устройство в специальной кассете в непосредственной близости от лебедки и кран-балки. Опускаемое устройство состоит из двух отсеков: затапливаемого и герметичного. В затапливаемом отсеке размещаются рефлекторная антенна из титаната бария и предварительный усилитель. В герметичном отсеке размещаются привод вращения антенны, датчик курса и датчик глубины.

В станции предусмотрены четыре режима работы: шумопеленгование (ШП), ручное сопровождение (РС), определение дистанции (ОД), активный шаговый поиск (АП).

Станция обеспечивает:

Обнаружение цели при круговом обзоре пространства в режиме ШП;

Определение пеленга на цель;

Измерение дистанции до цели;

Автоматический шаговый обзор акватории.

Тактико-технические данные станции МГ-329:

Дальность обнаружения подводной лодки, маневрирующей со скоростью 8 уз на глубине 50 м при благоприятных гидроакустических условиях, в режиме ШП 50 каб, в режимах АП и ОД – 33 каб;

Срединная ошибка определения дистанции 3% от шкалы;

Станция может работать при волнении моря 3 – 4 балла при дрейфе корабля не более 1.5 уз;

Предельная глубина погружения акустической антенны 50 м;

Время погружения (подъема) акустической антенны на предельную глубину 70 с;

Время однократного обследования акватории с учетом опускания и подъема акустической антенны: в режиме ШП – 3 мин, в режиме АП – 6.5 мин, в обоих режимах – 7 мин;

Станция готова к работе через 3 мин после включения;

Продолжительность непрерывной работы не более 4 ч;

Станция работает на двух эталонах частот;полоса пропускания приемного тракта:

в режиме ШП – 2500 Гц,

в режимах АП и ОД – 60 Гц;

Скорость вращения акустической антенны в режиме ШП 4 об/мин;

Шаг обзора при отработке шагового автомата 15°;

Ширина характеристики направленности во всех плоскостях 20°;

Станция питается трехфазным переменным напряжением 220 В, 400 Гц и постоянным напряжением 27 В;

Потребляемая мощность от сети переменного тока 400 ВА, от сети постоянного тока – 200 кВт;

Мощность, потребляемая лебедкой от сети постоянного тока, 2 кВт.

Срединная ошибка определения пеленга 5°;

Функциональная схема станции представлена на рис.1

В режиме ШП пеленгование осуществляется по максимальному методу. При постановке переключателя рода работ “ШП-РС-АП” устройства управления и контроля в положение “ШП” на обмотку возбуждения двигателя ЭМ-1М блока управления подается питание. Так как двигатель ЭМ-1М непрерывно разворачивает ротор сельсина С-3В со скоростью 4 об/мин, то с такой же скоростью вращается антенна.

Индукционный датчик, жестко закрепленный на корпусе опускаемого устройства, выдает трехфазное напряжение, зависящее от угла поворота корпуса относительно магнитного меридиана.

В дифференциальном сельсине происходит суммирование углов поворота опускаемого устройства относительно магнитного меридиана и акустической антенны относительно корпуса. В результате вырабатывается сигнал рассогласования, определяющий угловое положение акустической антенны относительно магнитного меридиана. Стрелочный указатель блока модулятора устройства управления и контроля и фиксирует этот угол, равный пеленгу на цель.

Так как ротор синусно-косинусного трансформатора ВТМ-1В поворачивается синхронно с акустической антенной, то на его статорных обмотках индуктируются напряжения, изменяющиесся по закону синуса и косинуса угла поворота антенны относительно меридиана. После детектирования синусная и косинусная составляющие прикладываются к пластинам электронно-лучевой трубки, определяя положение луча на экране. При непрерывном вращении акустической антенны в режиме ШП луч на экране индикатора описывает кольцо.

Таким образом, данные о положениии оси характеристики направленности антенны относительно магнитного меридиана можно определить по экрану индикатора и стрелочному указателю устройства управления и контроля.

Принятые акустической антенной шумы преобразуются в электрическое напряжение. Это напряжение через коммутатор “Прием – передача” подается на вход предварительного усилителя. С выхода усилителя сигнал по кабель-тросу поступает на вход усилителя. После усиления напряжение сигнала поступает на преобразователь частоты, состоящий из смесителя, гетеродина и фильтра нижних частот. На выходе преобразователя образуется напряжение звуковой частоты, которое подается на головные телефоны и на усилитель подсветки, а с него на модулятор трубки для подсветки. Кроме того, этот сигнал поступает на базовый детектор усилителя. Нагрузкой базового детектора является обмотка управления магнитного модулятора блока модулятора.

Рабочие обмотки магнитного модулятора подключены к цепи 200 В, 400 Гц последовательно с роторными обмотками вращающихся трансформаторов ВТМ – 1В блока управления и механизма вращения трансформатора и первичной обмотки трансформатора опорного напряжения. При поступлении на вход базового детектора сигнала от цели изменяется постоянный ток, протекающий через управляющую обмотку магнитного модулятора. Это приводит к перераспределению напряжения питания между рабочими магнитного модулятора и роторными обмотками вращающихся трансформаторов ВТМ – 1В вследствие чего изменяется напряжение и на статорных обмотках ВТМ – 1В, что приводит к радиальному отклонению луча на экране ЭЛТ.

Таким образом, в момент прохождения характеристики направленности акустической антенны по цели на кольцевой развертке ЭЛТ наблюдается амплитудная отметка, интенсивность свечения которой несколько выше интенсивности свечения развертки.

В режиме РС с обмотки управления двигателя ЭМ – 1М снимается напряжение питания, и двигатель останавливается. Поворот акустической антенны осуществляется с помощью маховичка ручного сопровождения. В остальном станция работает так же, как и в режиме ШП.

Для устранения влияния случайных разворотов акустической антенны в станции введена стабилизация положения антенны во всех режимах работы.

В режим ОД станция переводится из режима РС нажатием кнопки запуска в приборе управления и контроля. При нажатии кнопки запуска срабатывает реле Р2.

Через 0.15 с после срабатывания реле Р2 кулачковый механизм размыкает контакты блокировки цепи формирования импульса запуска. Цепь формирования запускающего импульса вырабатывает импульс, который запускает импульсный генератор. С выхода импульсного генератора через коммутатор “Прием – передача” видеоимпульс поступает на акустическую антенну, преобразуется в акустический импульс и излучается. Через 0.2 с после излучения импульса кулачковый механизм размыкает контакты включения реле Р3. Реле обесточивается и снимает переменное напряжение со схемы гашения, и на экране ЭЛТ начинается развертка. Временная задержка необходима для устранения нелинейного участка развертки, вызванного иннерционностью двигателя. Таким образом обеспечивается синхронность начала излучения и начала развертки. Кроме того, снимается напряжение с накопителя, и коммутатор “Прием – передача” переключает станцию на прием.

При наличии отраженного сигнала прохождение по приемному тракту и индикация его на экране ЭЛТ и в телефонах происходят так же, как и в режиме ШП.

По истечении 8.8 с, что соответствует полной длительности развертки на экране, т.е. времени прохождения сигнала до цели, находящейся на максимальной дальности действия, и обратно, кулачковый механизм замыкает контакты включения реле Р3. За счет этого разблокируется кнопка запуска, подключается выход усилителя к усилителю подсветки, снимается переменное напряжение со схемы гашения и напряжение питания двигателя. Схема торможения подает на двигатель тормозящее напряжение двигатель останавливается. Так как схема гашения не работает, на экране трубки появляется развертка. Реле коммутации фильтров усилителя отключает фильтр с полосой пропускания 600 Гц. Коммутатор режимов работы реле Р1 снова подключает к повышающим трансформаторам статорные обмотки вращающегося трансформатора ВТМ – 1В. станция автоматически переходит в режим РС. Если нужно произвести измерение дистанции до цели еще раз, то для этого нужно нажать кнопку запуска.

2. Гидроакустическая станция с буксируемой антенной МГ-325.

Примером гидролокационной станции буксируемой акустической антенной может служить станция МГ – 325, предназначенная для поиска, обнаружения и определения координат подводных лодок при неблагоприятных гидрологических условиях, когда использование гидролокаторов с подкильными акустическими антеннами для обнаружения подводных лодок затруднено. Станцией вооружаются корабли пр. 159, 1123, 1134Б, 1135.

Аппаратура станции на корабле размещается:

В гидроакустической рубке – индикаторное устройство и устройство пуска;

В гидроакустическом отделе – генератор, прибор питания генератора, импульсный

поляризатор и накопители;

На верхней палубе – лебедка, подъемно – опускное и буксируемое устройства.

Буксируемое устройство имеет 2 отсека: герметический, в котором размещаются усилительное устройство, согласающее устройство и датчик затекания, и затапливаемый, в котором размещаются акустическая антенна, состоящяя из излучающей и приемной частей, и преобразователь, предназначенный для излучения и приема акустических колебаний при контрольной проверке работы станции.

Станция работает в активном режиме и обеспечивает:

Поиск и обнаружение подводных лодок;

Определение дистанции до цели и курсового угла (пеленга) на цель;

Выдачу координат (дистанции и курсового угла) цели в гидролокационную станцию точного определения координат и приборы управления стрельбой.

Тактико – технические данные станции МГ – 325:

Дальность обнаружения подводной лодки при скорости корабля 25 уз в условиях подводного звукового канала составляет 4 – 7 км;

Срединная ошибка пеленгования относительно буксируемого устройства 3°;

Срединная ошибка определения дистанции: 1.5% на шкале 7.5 км и 2% на шкале 3.75 км.

Рабочий сектор обзора акватории составляет 250° по курсу буксируемого устройства;

Постановка и выборка буксируемого устройства возможна при волнении моря не более 3 – 4 баллов;

Глубина буксировки может меняться в пределах 15 – 100 м;

Точность хода буксируемого устройства при установившейся скорости буксировки: по

крену ± 3 °, по глубине ± 2 м;

Станция работает на одном из 3 эталонов частот;

Электрическая мощность, подводимая к излучающей части антенны, не менее 100 кВт;

Длительность излучаемых импульсов 25 и 5 мс;

Раствор характеристики направленности акустической антенны на уровне 0.7 для излучающей части в вертикальной плоскости 14°, в горизонтальной - 270°, для приемной части в обеих плоскостях - 14°;

Аппаратура станции рассчитана на работу при температуре окружающей среды от - 10 до +50°С в условиях вибрации в диапозане частот 5 – 35 Гц с ускорением 1g для аппаратуры, размещенной на корабле, и в диапазоне 15 – 20 Гц с ускорением 2g для аппаратуры, размещенной на буксируемом устройстве;

Питание станции от сети трехфазного тока 220 В, 50 Гц;

Потребляемая мощность 6,5 кВА;

Масса станции 5300 кг.

Упрощенная функциональная схема станции представлена на рис.4. Станция работает в режиме эхо – пеленгования. Импульсы от генератора через токосъемник лебедки, кабель – трос и согласующее устройство поступают на излучающую часть акустической антенны, в которой преобразуются в акустические колебания. Одновременно осуществляется запуск развертки по дистанции индикатора секторного обзора, который предназначен для визуального наблюдения целей в прямоугольных координатах (дистанция – курсовой угол). Излучение сигнала производится в секторе 250° по курсу буксируемого устройства. После излучения станция автоматически переключается в режим приема.

Отраженные от подводного объекта акустические сигналы воспринимаются приемной частью акустической антенны, в которой преобразуются в акустические сигналы, после чего поступают на 26 предварительных усилителей по числу приемников антенны. После усиления сигналы поступают на компенсатор, который формирует 20 пространственных приемных характеристик направленности (20 каналов). Таким образом, в секторе 250° осуществляется направленный прием. С выхода компенсатора сигналы поступают на 20 основных усилителя по числу каналов, где происходит преобразование рабочей частоты сигнала в промежуточную и дальнейшее ее усиление. Выходы основных усилителей подключаются к входам коммутаторов секторного и шагового обзора.

Электронный коммутатор секторного обзора осуществляет поочередное подключение выходов основных усилителей к индикатору секторного обзора. Цикл переключения происходит синхронно с разверткой по курсовому углу. За счет этого на экране индикатора секторного обзора образуется двухкоординатная строчная развертка дистанция – курсовой угол.

Секторный обзор используется при поиске подводных лодок. Эхо – сигнал фиксируется на экране индикатора секторного обзора в виде яркостной отметки, где по ее положению определяется дистанция и курсовой угол. Курсовой угол (пеленг) на цель определяется относительно буксируемого устройства путем отсчета угла в горизонтальной плоскости между направлением прихода эхо – сигнала и диаметральной плоскостью буксируемого устройства (истинный меридиан).

При обнаружении подводной цели оператор с помощью переключателя каналов подключает к индикатору шагового обзора канал, в котором обнаружен сигнал. Переключение каналов в данном случае осуществляется коммутатором шагового обзора, имеющим частотное управление каналами. На экране индикатора шагового обзора синхронно с излучением импульса образуется развертка по дальности. В момент прихода отраженного сигнала наблюдается амплитудная отметка. Так с помощью индикатора шагового обзора определяется дистанция в выбранном канале (направлении).

Индикатор секторного обзора применяется для сопровождения цели.

В тракт шагового обзора входит слуховой тракт, позволяющий прослушивать эхо-сигнал в телефонах и громкоговорителе. Подключение слухового тракта к выбранному оператором каналу производится одновременно с подключением индикатора шагового обзора переключателем каналов.

Рис.2. Структурная схема ГАС МГ-325.

1. Назначение, решаемые задачи, состав станции, размещение ГАС МГ-7.

2. Режимы pаботы, пpинцип действия, ТТХ ГАС МГ-7.

Литеpатуpа:

1.Техническое описание ГАС МГ-7.

2.Фоpмуляp ГАС МГ-7.

3.Инстpукция по эксплуатации ГАС МГ-7.

I. Назначение, задачи, состав станции, размещение.

1. Корабельная гидроакустическая станция МГ-7 устанавливается на надводных кораблях и предназначена для решения задач:

Обнаружения подводных диверсионных сил и средств (ПДСС);

Определения координат обнаруженных целей (дистанция, курсовой угол).

2. ГАС МГ-7 используется при стоянке кораблей на якоре или бочке в пунктах маневрен-ного базирования и на незащищенных рейдах.

3. В состав гидроакустической станции МГ-7 входят следующие приборы:

Прибор 1 - гидроакустическая антенна;

Прибор 2 - генератор зондирующих импульсов;

Прибор 4 - основной электронный индикатор

Прибор 5 - источник питания;

Прибор 6 - выносной электронный индикатор;

Прибор 13 - многоканальный предварительный усилитель с электронным коммутатором.

Назначение приборов ГАС МГ-7 и их размещение приведены в табл. 1.

II. Режим работы, принцип действия, ТТХ станции.

4. Станция используется в следующих режимах;

I - режим полной мощности;

II - режим малой мощности (25% от полной мощности излучения);

III - режим имитации цели и контроля несения вахты оператором.

Таблица 1 НАЗНАЧЕНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ПРИБОРОВ ГАС МГ-7

Наимен-е Назначение прибора Место установки


Прибор 1 Преобразование электрических сигналов - На верхней палубе

в гидроакустические при излучении; гидроакус- корабля в защитном

тических в электрические, их усиление и де - кожухе

тектирование при приеме; формирование одной

характеристики при приеме


Прибор 2 Формирование и генерирование элект- Гидроакустическая

рических импульсов необходимой длите- рубка

льности и формы на рабочей частоте станции


Прибор 4 Усиление и индикация эхо-сигналов от Гидроакустическая

цели на экране ИКО, определение теку- рубка

щих координат цели, управление режи-

Мами работы, контроль за работоспосо-

бностью приборов станции.


Прибор 5 Формирование и стабилизация напря- Гидроакустическая

жений электропитания приборов станции рубка


Прибор 6 Индикация эхо-сигналов от цели на БИП

экране ИКО. Формирование электричес-

ких сигналов, имитирующих эхо-сигналы

от одной или двух целей, управление

режимами работы блока имитации,

синхронизации двух ГАС МГ-7 при од-

новременной работе на корабле


Прибор 13 Усиление отраженных гидроакустичес-

ких сигналов, электронный опрос при-

емных каналов и их последовательное

подключение к ИКО


5. Принцип работы Схема блочная (ып1.030.048 СхБ)

Действие станции основано на принципе импульсной гидролокации цели.

Блок управления БУ-2 вырабатывает импульсы прямоугольной формы длительностью t=0.5мсек с периодом следования Tсл =533мсек, которые поступают на генератор зондирующих импульсов, вырабатывающий импульсы длительностью t=0.5мсек с высокочастотным заполнением. С выхода генератора эти импульсы поступают на гидроакустический излучатель (И) с ненаправленным излучением в горизонтальной плоскости и узконаправленным в вертикальной на уровне 0.7(Фиг.1). Отражённые от цели сигналы, в зависимости от направления, поступают на соответствующие гидроакустические приёмники (ГАП), образующие статистический веер характеристик направленности приёмной антенны пересекающихся на уровне 0.5 (Фиг.2), преобразуются в электрические сигналы, усиливаются усилителем высокой частоты с автоматической регулировкой усиления (УВЧ с АРУ) и детектируются амплитудным детектором (Д). Таким образом, на выходе рабочих каналов выделяется низкочастотная огибающая сигнала, т.е. видеосигнал. Сигналы с выходов 32-х каналов поступают на коммутатор электронный, который производит последовательный опрос каналов с частотой опроса f=1920Гц. За время длительности отражённого сигнала каждый канал опрашивается коммутатором один раз. Для синхронизации развёртки луча ЭЛТ с опросом каналов, частота опроса 1920Гц поступает с электронного коммутатора в блок управления (БУ-2), который управляет работой блока развёртки (БР). С той же целью сигнал 1920гц поступает через блок синхронизации (БС) индикатора выносного в блок ИЭ этого индикатора.

Блок развёртки вырабатывает трёхфазное синусоидальное напряжение с амплитудой, изменяющейся по пилообразному закону (Фиг.3), которым производится спиральная развёртка луча электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ).

Для развёртки луча ЭЛТ используется частота опроса 1920Гц, что обеспечивает соответствие положения электронного луча на экране ЭЛТ опросу определённого канала. Так, например, при каждом опросе первого канала электронный луч всегда находится в секторе 1(Фиг.2), при опросе второго канала - в секторе 2 и т.д. Если на вход канала поступает отражённый от цели импульс, превышающий уровень помехи, то при опросе этого канала на выходе электронного коммутатора, соединённого с входом амплитудного селектора (СА), напряжение превысит установленный порог и блок СА выдаст на вход оконечного видео усилителя (ВУО) стандартный по амплитуде импульс.

Усиленный видеоусилителем этот импульс поступает на модулятор ЭЛТ и производит засветку экрана в том месте, где находится электронный луч в момент поступления сигнала (Фиг.4).

Так как гидроакустическая система ориентирована относительно корабля, а посылка зондирующих импульсов синхронизирована с началом развёртки луча ЭЛТ, то местоположением яркостной отметки на экране определяются координаты цели относительно корабля по дистанции и курсовому углу.

Учитывая, что уровень реверберационной помехи и сигналов в начале такта очень велик и постепенно спадает, а усилитель высокой частоты (УВЧ с АРУ) не в состоянии полностью выровнять уровень сигнала по дистанции. В блоке коммутатора осуществляется автоматическая регулировка квантования уровня (порога ограничения снизу) по группам (8 каналов в каждой) каналов, а порог срабатывания амплитудного селектора имеет дополнительную временную автоматическую регулировку (ВАРУ), которая обеспечивает постепенное снижение порога срабатывания от начала такта к концу. Сигналы управления ВАРУ поступают с блока БУ-2 синхронно с сигналами начала развёртки и посылок зондирующих импульсов. С амплитудного селектора сигналы одновременно поступают в блок ИЭ выносного индикатора (прибор 6), работа которого синхронизируется блоком БУ-2 прибора 4 с помощью блоков синхронизации (БС) в приборах 4 и 6, благодаря чему на экране выносного индикатора дублируются сигналы, поступающие на основной индикатор.

Формирователь электронного визира (ФЭВ), расположенный в блоке электронного съёма (СЭ) прибора 4, управляемый блоком БУ-2, формирует импульс с заполнением частотой 1920Гц, поступающий на ВУО и далее на ЭЛТ, образуя на экране электронный визир (см. Фиг.5).

Величина электронного визира пропорциональна длительности этого импульса и изменяется прецизионным потенциометром (ПТ), шкала которого проградуирована в единицах дистанции. Направление электронного визира устанавливается изменением фазы заполняющего напряжения фазовращателем (ФВ), шкала которого проградуирована в курсовых углах.

Таким образом, изменяя положение фазовращателя и прецизионного потенциометра можно конец линии электронного визира установить в любую точку экрана, а по соответствующим шкалам (блока СЭ) определить координаты этой точки. Из блока СЭ сигнал, формирующий электронный визир, параллельно передаётся в блок ИЭ выносного индикатора, где выполняет роль указателя местоположения цели, обнаруженной оператором. Координаты цели на выносном индикаторе определяются по шкале нанесённой на экран.

Блок имитации (БИ) в приборе 6 формирует импульсы длительностью 20-50мксек с регулируемой частотой следования равной . Поступая в блоки ИЭ приборов 4 и 6 импульсы производят засветку экрана (яркостную отметку), подобную отметке от цели.

Разность между периодом развёртки (Tраз.) и периодом следования имитирующих -(Tимп.) даёт изменение положения яркостной отметки по радиусу (дистанции).

Изменение фазы этого сигнала фазовращателем даёт возможность перемещения яркостной отметки, имитирующей цель, в любой сектор экрана.

При установке на одном корабле двух станций (носовой и кормовой) и необходимости одновременной их работы, блоки синхронизации приборов 6 этих станций соединяются между собой, чем достигается синхронизация посылок зондирующих импульсов и уменьшение мешающего действия зондирующих импульсов и реверберации одной станции на другую.

6. Схема станции содержит элементы встроенного контроля и сигнализации, позволяющие контролировать работоспособность приборов 1, 2, 5.

При нарушении герметичности прибора 1 или выходе из строя одного из источников питания прибора 5 загораются сигнальные лампы АВАРИЯ ПРИБОРОВ 1,5, расположенные на лицевой панели прибора 4, и включается звуковая сигнализация.

В случае уменьшения мощности излучения блок контроля излучения прибора 2 вырабатывает сигнал, поступающий в прибор 4. При этом на лицевой панели прибора 4 загорается сигнальная лампа АВАРИЯ ПРИБОРА 2 и включается звуковая сигнализация.

7. Контроль исправного состояния приемных каналов производится по наличию в конце развертки яркостных контрольных меток в положении "300-400 м" переключателя ДИАПАЗОНЫ.

При снижении коэффициента усиления или выходе из строя одного или нескольких усилителей высокой частоты (УВЧ) на экране электронно-лучевой трубки основного индикатора (прибора 4) отсутствуют соответствующие контрольные метки.

8. На одном корабле обеспечивается одновременная работа двух ГАС МГ-7 при разнесении гидроакустических антенн на 70- 150 м.

Одновременная работа ГАС МГ-7 с другими станциями и системами не предусмотрена.

9. Основные тактические характеристики ГАС МГ-7 приведены на табл. 2.

10. Основные технические характеристики ГАС МГ-7 приведены в табл. 3.

11. Боевой расчет ГАС МГ-7 - нештатный. К обслуживанию и несению вахты на ГАС МГ-7 допускается личный состав РТС, изучивший ее устройство и сдавший зачеты на допуск к самостоятельному несению вахты на станции.

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАС МГ-7

Характеристики Численное

значение

Средняя дальность обнаружения ПДСС, м:

Сверхмалая подводная лодка 200

Подводные средства движения 150

Подводный диверсант 120

Сектор обзора в горизонтальной плоскости, (°) 360

Глубина просматриваемой круговой зоны 20

Среднеквадратическая ошибка определения

координат цели:

По дистанции, % шкалы 3

По курсовому углу, ° 3

Разрешающая способность:

По дистанции, м 10

По курсовому углу, ° 15

Рабочая глубина установки прибора 1, м 10

Время приведения станции в боевую готовность (мин) 25

Время непрерывной работы, ч 24

Примечание. Средняя дальность обнаружения ПДСС при вероятности правильного обнаружения 0.9; волнении моря не более 3 баллов; глубине моря не менее 20 м; приведенном уровне шумовых помех не более 0.02 Па.

Таблица 3. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАС МГ-7


Характеристики Численное

значение


Длительность зондирующего импульса, мс 0.5

Структура зондирующего импульса Прямоугольный

с высокочастотным

заполнением

Характеристика направленности гидроакус-

тической антенны, °:

а) режим излучения:

В горизонтальной плоскости 360

В вертикальной плоскости 3

б) режим приема:

В горизонтальной плоскости 32 XH по 12

В вертикальной плоскости 12

Шкалы дальности, м 0-100

Потребляемая мощность от сети 220/380 В 50 Гц (Вт) 800

Наработка станции до среднего ремонта, ч 5000

Условия нормальной работы:

Температура окружающей среды, °С 0-40

Относительная влажность воздуха при до 98

температуре 20-25 °С, %

Волнения моря, баллы до 3